О сайте

О себе

 

Я, Александр Алексанов, инженер-кораблестроитель и разработчик судостроительного программного обеспечения. Я автор и разработчик программного обеспечения Shape Maker. Более 30 лет использую Shape Maker для сглаживания судовых поверхностей. Сотни различных корпусов кораблей были сглажены за эти годы. В то же время это помогает постоянно улучшать функциональность программного обеспечения Shape Maker. Некоторыми секретами технологии сглаживания поверхности корпуса я хотел бы поделиться на сайте.

 

Почему я это делаю

 

Скульптурные поверхности - это математический инструмент, используемый для моделирования поверхностей объектов, которые не могут быть представлены как комбинация поверхностей цилиндров, конусов и сфер. К таким объектам относятся лопасти турбин, крылья и корпуса самолетов, автомобилей и кораблей. В отличие от традиционного рисования участков поверхности и решения задач начертательной геометрии вручную на плазе, использование скульптурных поверхностей значительно облегчает и автоматизирует работу конструктора. В то же время моделирование скульптурных поверхностей требует совершенно других подходов и методов при проектировании поверхностей сложной формы. При всем разнообразии математических методов моделирования поверхностей практически для любого из них можно определить общие правила и подходы.

 

Легкость и простота работы со скульптурными поверхностями - это просто иллюзия. Программы моделирования дают нам счастливую возможность не углубляться в математические детали формирования поверхностей, но знание физических основ поведения поверхностей значительно упростит тяжелую работу по их формированию и сглаживанию.

Почему я использую Shape Maker

 

Мой друг нашел красивую и простую программу для сглаживания поверхности корпуса. Он сказал, что потратил всего несколько минут, и обводы корпуса были готовы. Только одно замечание - он не кораблестроитель, он айтишник. Я провел несколько вечеров в интернете и нашел много видео с примерами сглаживания поверхностей в разных программах. Некоторые из этих программ предназначены только для моделирования поверхности корпуса судна, а некоторые из них являются универсальными САПР. Появляется ощущение, что  сглаживание линий  - это настолько просто, что каждый может сделать это в любом программном продукте САПР. На самом деле это не так.

Если вы думаете, что можете загрузить какое-то программное обеспечение из Интернета и за несколько минут воплотить в жизнь свою мечту, этот сайт и программа не для вас. Большинство таких программ позволяет пользователям использовать классические математические методы моделирования поверхностей. Например, моделирование при помощи поперечных сечений. Результаты таких методов совершенно верны с математической точки зрения, но в действительности не оправдывают ожиданий конструктора.

Shape Maker имеет уникальные инструменты, которые помогают пользователю создать такую поверхность, которую он хочет создать, а не такую, которую навязывает программное обеспечение. Еще одна возможность  Shape Maker - обновление одной и той же модели от первоначально сформированной до стадии производства. Пользователь уточняет модель в процессе проектирования. На мой взгляд Shape Maker обладает широким набором  инструментов для проверки качества поверхности. Я могу много говорить об этом, но, если хотите, можете проверить сами здесь .

  

История создания и развития программы Shape Maker

 

Первые исследования по применению параметрических кривых и поверхностей были начаты в середине 80-х годов прошлого века на кафедре прикладной математики Горьковского политехнического института в России. Использование параметрического представления кривых для моделирования формы шпангоутов было первым шагом к автоматизации сглаживания поверхности корабля. В результате появилась система под названием «Пирс», в основе которой лежал метод кинематического изменения формы шпангоутов по длине корпуса. Соединенные вместе участки кривых Безье использовались как функции описания обводов корпуса. Несмотря на ряд ограничений, это была система, работавшая на советском аналоге компьютера PDP-11 компании Digital Equipment Corporation. Система применялась на ряде промышленных предприятий судостроительной отрасли.

В 1991 году компания IGS (Interactive Graphics Systems) начала разработку системы Apirs. Это была первая система, которая использовала участки поверхностей Безье для описания поверхности корпуса судна. Система изначально имела возможность топологической связи между участками поверхности и возможность изменения формы участков при изменении формы граничных линий. В отличие от существующих САПР, Apirs не использовала поперечные сечения корпуса в качестве граничных линий. Форма корпуса изменялась при изменении положения точек контрольного многоугольника поверхности, а сечения динамически пересчитывались каждый раз при изменении формы поверхности. Поначалу такой способ определения формы поверхности был очень необычным для дизайнеров и конструкторов. Несмотря на это, метод давал массу преимуществ для более корректного формирования поверхности корпуса судна. Система Apirs использовалась во многих конструкторских бюро. Метод формирования поверхности оказался настолько успешным, что систему использовали для сглаживания формы поверхностей подводных лодок и экранопланов. Система была разработана на базе компьютеров IBM PC под MS DOC и имела развитый графический интерфейс. Проектор был реализован на языке С. Разработка велась практически до 1995 г. и в последующих версиях математический аппарат Безье был заменен на B-сплайновые кривые и поверхности.

В 1998 году нижегородская компания SeaTech (Россия) приступила к разработке новой системы SeaSolution на базе системы Apirs. SeaSolution имел интерфейс Windows. C++ использовался как основной язык программирования. SeaSolution приобрела более проработанную топологию, улучшенный интерфейс и дополнительные возможности отображения графической информации. В качестве инструмента визуализации использовался графический пакет OpenGL. Долгое время SeaSolution использовалась для сглаживания поверхности корпуса судна и получения разверток листов обшивки. Поверхность SeaSolution передавалась в системы подготовки рабочей документации в формате IGES. Этот формат предполагает математически точное представление поверхности без дальнейших улучшений и изменений. Несколько сотен корпусов морских судов за это время были сглажены по заказам различных верфей.

Повышеные требования  к точности сборки корпуса и к гладкости поверхности привели к необходимости разработать уникальную систему контроля качества поверхности судов. SeaSolution стала первой системой, которая позволила проверять качество поверхности без постоянной распечатки чертежа корпуса на бумаге в большом масштабе. Все дефекты сглаживания поверхности были видны непосредственно в процессе сглаживания на мониторе компьютера. В течение этого периода большая часть работ, выполненных в SeaSolution, заключалась в окончательном сглаживании имеющейся модели поверхности для выпуска рабочей документации по корпусу. В качестве исходных данных использовалась предварительная поверхность, полученная от проектанта.

При разработке новой системы Shape Maker используется исключительно язык C ++. Это позволило уйти от множества ограничений, накладываемых языком C, и значительно ускорить развитие проекта. Shape Maker поддерживает последние версии операционной системы Windows, имеет улучшенный оконный интерфейс и расширенные функции пользовательского меню. При этом сохранены основные функции предыдущих систем и приемственность интерфейса. Основное внимание в новой разработке уделяется созданию поверхности на ранних этапах проекта, интерфейсу с различными модулями расчета и поддержке версий проекта. В системе предусмотрена возможность импорта и визуализации результатов расчета CFD поверхности корпуса. Визуализация свободной волновой поверхности, распределения давления на корпус судна и линий тока совместно с корпусом судна позволяет более точно модифицировать форму корпуса для дальнейшей оптимизации. Система организации хранения всех вариантов поверхности дает не только представление об этапах модификации поверхности, но и позволяет использовать все варианты поверхности в качестве прототипа для нового судна. Неоспоримым преимуществом Shape Maker является то, что одна и та же модель используется от начальных этапов проектированя до постройки готового судна. Широкий спектр функций трансформации корпуса  и наличие системы оргинизации хранения данных позволяет быстро создавать корпуса для новых судов.

Alexander Alexanov
Software.jpg
Example of graphics interfae of  Apirs system.

На рисунке выше показана самая первая версия программного обеспечения для моделирования формы корпуса.

ABOUT

Who I am

 

I am Alexander Alexanov, naval architect and marine software designer. I am author and developer of Shaper Maker software.  More than 30 years I use Shape Maker for hull lines fairing. Hundreds of different ship hulls was faired during this years. At same time it helps to continuously improve Shape Maker software functionality. Some secrets of my hull fairing technology I would like to share on the web site.

 

Why I do this

 

Sculptural surfaces are a mathematical tool used to modeling surfaces of objects that cannot be presented as a combination of cylinder surfaces, cones, and spheres. Such objects include blades of turbines, wings and hull of airplanes, hull surface of cars and ships. In contrast to the traditional drawing of surface sections and solving the tasks of descriptive geometry manually on the floor, the use of sculptural surfaces greatly facilitates and automates the designer's work. At the same time modelling of sculptural surfaces demands completely other approaches and methods at designing of surfaces of complex form. With all the variety of mathematical methods of surfaces modeling for almost any of them it is possible to define general rules and approaches.

 

The ease and simplicity of working with sculptural surfaces is just an illusion. Modeling programs give us a happy opportunity not to go deeply into mathematical details in the formation of surfaces, but knowledge of the physical fundamentals of surface behavior will significantly simplify hard work on their assignment and smoothing.

Why I use Shape Maker

 

Friend of mine found nice and simple program for hull lines fairing. He said he spent just few minutes and hull lines was ready. Only one remark - he is not ship designer or shipbuilder, he is IT specialist. I had spent some evenings surfing in Internet and found a lot of videos with examples of hull lines fairing in different programs. Some of this programs especially design for hull surface modeling, some of them even universal mechanical CADs. So lines fairing is so simple that everyone can do it in any CAD software with NURBS surfaces tools, but in reality it is not true.

If you think you can download some software from internet and in few minutes make hull of your dream - this site and the software is not for you. Most of such programs lets users use classic mathematical methods of surface modeling such us for example - cross sectional design. Results of such methods perfectly correct from mathematical points of view, but in reality can't meet designer's expectations. 

Shape Maker has quite unique tools that help's user to make surface he want to make,  but not what software dictate. Another great opportunity with Shape Maker - same model from initial design to production. User just change model during design process. For my opinion Shape Maker has best tools for surface quality checking. I can speak a lot about it, but if you want, you can try it yourself here.

  

History of creation and evolution of the program Shape Maker

 

The first studies on the application of parametric curves and surfaces were started in the middle of the 80s of the last century at the Department of Applied Mathematics of Gorky Polytechnic Institute in Russia. The start of using a parametric representation of curves for modeling the shape of frames was the first step to automate the smoothing of the ship's surface. As a result, there was a system called Pirs, which was based on the method of kinematic change of the shape of the frames ship along the ship’s hull. The sections of Bezier curves, which were connected together, were used as the functions of the description of the veneer. Despite a number of restrictions it was a well-functioning system, which functioned on the Soviet analogue of the computer PDP-11 of the company Digital Equipment Corporation. The system was used in a number of industrial enterprises of the shipbuilding industry.

In 1991, the IGS (Interactive Graphics Systems) company initiated the development of the Apirs system. It was the first system that used parts of the Bezier surfaces to describe the ship's surface. The system initially had the possibility of topological links between the surface patches and changes in the shape of the patches when the shape of the boundary lines changed. Unlike the existing CAD systems, Apirs did not use orthogonal sections of the hull as boundary lines of surface sections. The shape of the hull changed when the control points of the surface polygon changed, and the sections were dynamically recalculated each time the surface changed. At first, this way of defining the surface shape was very unusual for designers. Despite this fact, the method gave a lot of advantages for a more correct and natural formation of the ship's surface. The Apirs system has been used in many design offices. The method of surface formation was so successful that the system was used even to smooth the shape of the surfaces of submarines and GeV. The system was developed on the basis of computers IBM PC under MS DOC and had an advanced graphical interface. The language of the project implementation was C. The development was conducted almost until 1995 and in subsequent versions of the mathematical apparatus Beziers was replaced by B-spline curves and surfaces.

In 1998, the Nizhny Novgorod company SeaTech (Russia) started the development of a new system of SeaSolution on the basis of the Apirs system. SeaSolution had a Windows interface. C++ was used as the main programming language. SeaSolution has acquired a more developed topology, improved interface and additional possibilities of displaying graphical information. An OpenGL graphics package was used as a visualization tool. For a long time SeaSolution was used to produce faired surface for production workshop documentation and the unfolding of sheets of shell plates. The surface of SeaSolution was transferred to the systems of steel workshop documentation in the format IGES. This format assumes a mathematically accurate representation of the surface without further improvements and changes. In this case, all surface smoothing defects are reflected in the final shape of the case. Several hundred hulls of sea going vessels during this period were smoothed by orders of the Norwegian shipyards.

The high accuracy of the hull assembly and the requirements for surface smoothing allowed to develop a unique vessel surface quality control system. SeaSolution was the first system that allowed not to check the quality of lines by printing a drawing on a large scale. All surface smoothing defects were visible directly in the smoothing process. During this period, most of the work performed in SeaSolution was the final smoothing of the surface for the production of hull workshop documentation. The initial data was the preliminary surface received from the designer of project.

Only C++ is used in the development of the new system. This allowed to get away from a lot of restrictions imposed by C language and significantly accelerate the development of the project. Shaper Maker supports the latest versions of the Windows operating system, has an improved window interface and enhanced User menu functionality. At the same time, the main functions of the system and continuity of the interface were preserved. The main focus of the new development is on the use of the system for surface formation in the initial stages of the project, the interface with different calculation modules and support for the project versions. The system provides the ability to import and visualize the results of the hull CFD calculation. Visualization of the free wave surface, distribution of pressures on the hull of the vessel and stream lines together with the hull of the vessel enables more accurate changes in the hull shape for further optimization. The system of storage of all variants of a surface gives not only representation about stages of formation of a surface, but also allows to use all variants of a surface as a prototype for a new vessel. The wide range of body transformation features makes it easy to change the surfaces of previous projects to quickly create a prototype of a new hull. The undeniable advantage of Shape Maker is that the same model is used from the initial stage of the project to the construction of the finished vessel.

Picture above show on of very first version of the software for hull form modeling. 

This website and its content is copyright of Alexander Alexanov - © Alexander Alexanov. 2019. All rights reserved.